Русскіе классики XVIII – нач. XX вв. въ старой орѳографіи
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Литературное наслѣдіе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе писатели

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
Ж | З | И | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ч | Ш | Я | N

Основные авторы

А. С. Пушкинъ († 1837 г.)
-
М. Ю. Лермонтовъ († 1841 г.)
-
Н. В. Гоголь († 1852 г.)
-
И. А. Крыловъ († 1844 г.)

Раздѣлы сайта

Духовная поэзія
-
Русская идея
-
Дѣтское чтеніе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

БІОГРАФІИ

Александръ Иванович Купринъ.

Купринъ Александръ Ивановичъ (1870-1938), русскій писатель. Родился 26 августа (7 сентября) 1870 въ г. Наровчатъ Пензенской губерніи. Происходилъ изъ небогатой дворянской семьи, окончилъ Александровское военное училище въ Москвѣ (воспоминаніями о немъ навѣянъ написанный въ эмиграціи романъ Юнкера, 1933) и въ 1890-1894 служилъ въ полку, расположенномъ въ Подольской губерніи, на границахъ Россійской имперіи. Какъ писатель дебютировалъ еще въ училищѣ, опубликовалъ нѣсколько разсказовъ и повѣсть Впотьмахъ (1893), оставаясь на военной службѣ. Полностью посвятилъ себя литературѣ послѣ выхода въ отставку. Былъ репортеромъ кіевскихъ и одесскихъ газетъ, выпустилъ въ 1897 сборникъ Миніатюры, печатался въ столичныхъ журналахъ «Русское богатство», «Міръ Божій», «Жизнь искусства» и другихъ.

Успѣхъ пришелъ къ Куприну послѣ появленія повѣсти Молохъ (1896), описывающей безчеловѣчные порядки на гигантскомъ заводѣ въ Донбассѣ и трагедію героя, который не принимаетъ окружающую жизнь изъ-за ея грубости и жестокости, однако самъ становится жертвой міра, гдѣ нѣтъ ни состраданія, ни любви. Публикація поэтичной повѣсти Олеся (1898) и близкихъ ей разсказовъ, которые возсоздаютъ дикую и прекрасную природу Полѣсья, воспѣвая людей, живущихъ внѣ сферы воздѣйствія антигуманной цивилизаціи, сдѣлала имя Куприна извѣстнымъ всей читающей Россіи. Его славу упрочили первый томъ Разсказовъ (1903) и особенно повѣсть Поединокъ (1905), гдѣ, по замыслу писателя, переданы «ужасъ и скука военной жизни», а вмѣстѣ съ тѣмъ созданъ проникновенный гимнъ любви и устами героя, выражена твердая вѣра въ побѣду человѣческаго духа.

Поединокъ вышелъ съ посвященіемъ М. Горькому, къ которому въ эту пору своего творчества Купринъ былъ близокъ, и, помимо высокихъ оцѣнокъ критики, заслужилъ похвалу Л. Н. Толстого. Циклъ разсказовъ 1905-1907, связанный съ русско-японской войной и первой русской революціей (Штабсъ-капитанъ Рыбниковъ, Рѣка жизни, Гамбринусъ), побудилъ воспринимать Куприна какъ одного изъ самыхъ яркихъ продолжателей реалистическихъ традицій русской классики, выразившаго крѣпнущую въ обществѣ увѣренность, что приближаются великія перемѣны. Его позиція остается послѣдовательно антидекадентской. Она опредѣляется твердой приверженностью писателя творческимъ завѣтамъ Толстого и А. П. Чехова, которыхъ онъ считалъ своими учителями въ литературѣ, а также его неискоренимымъ жизнелюбіемъ.

Героевъ Куприна отличаетъ духовная цѣлостность и неподдѣльное нравственное величіе. Далекіе отъ интеллектуальныхъ интересовъ, эти персонажи — балаклавскіе рыбаки (циклъ новеллъ Листригоны, 1908-1911), цирковые артисты и борцы, летчики, люди богемы — обладаютъ неизсякаемымъ запасомъ жизненныхъ силъ и твердой вѣрой въ высшую разумность мірозданія, какими бы ущербными ни были порядки, установленные въ обществѣ. Эту мысль и связанный съ ней идеалъ безкорыстнаго служенія высокому чувству Купринъ воплотилъ и въ нѣсколькихъ разсказахъ о любви, по своей стилистикѣ порою сближающихся со стихотвореніями въ прозѣ (Суламиѳь, 1908, Гранатовый браслетъ, 1911). Особый циклъ составляютъ разсказы о животныхъ, гдѣ выражена та же идея высшей красоты жизни и спасительности инстинктивнаго довѣрія къ ней, вопреки всей жестокости будничныхъ обстоятельствъ (Бѣлый пудель, 1904, Изумрудъ, 1911).

Въ 1909 начинаетъ печататься повѣсть Куприна Яма, оконченная шесть лѣтъ спустя. Отличаясь композиціонной рыхлостью, оставшись скорѣе цикломъ очерковъ, нежели выстроеннымъ единымъ произведеніемъ, Яма обличаетъ язву проституціи, которую Купринъ считалъ «еще болѣе страшнымъ явленіемъ, чѣмъ война, моръ и т. д.». Повѣсть вызвала упреки за чрезмѣрную натуралистическую достовѣрность описанія домовъ терпимости. Однако писавшіе о Ямѣ признавали, что по яркости человѣческихъ типовъ, запечатлѣнныхъ на ея страницахъ, и по злободневности поднятыхъ въ ней проблемъ она занимаетъ исключительное мѣсто въ современной русской беллетристикѣ.

Съ началомъ Первой Міровой войны Купринъ становится армейскимъ инструкторомъ, а его домъ въ Гатчинѣ превращается въ небольшой госпиталь. Ощущеніе нарастающаго въ странѣ кризиса выражено въ нѣкоторыхъ разсказахъ этого періода (Папаша, Гога Веселовъ). Февральскую революцію писатель встрѣтилъ съ энтузіазмомъ, ставъ редакторомъ эсеровской газеты «Свободная Россія», однако къ большевистскому перевороту относился враждебно, хотя и пробовалъ сотрудничать съ новой властью (принималъ участіе въ дѣятельности организованнаго Горькимъ издательства «Всемірная литература», обсуждалъ съ В. И. Ленинымъ проектъ выпуска газеты для крестьянъ, который такъ и не былъ осуществленъ). Осенью 1919 Купринъ сталъ редакторомъ газеты «Приневскій край», издаваемой штабомъ арміи Юденича, пережилъ съ этой арміей разгромъ и бѣгство, очутился въ Эстоніи, затѣмъ въ Гельсинфоргсѣ. Драма неудавшагося наступленія на Петроградъ по личнымъ воспоминаніямъ описана Купринымъ въ повѣсти Куполъ св. Исаакія Далматинскаго, 1928).

Эмиграцію Купринъ съ самаго начала ощущалъ какъ личную трагедію, въ одномъ изъ писемъ (1921) сравнивъ себя съ лошадью, которую поднимаютъ на пароходъ «на концѣ парового крана... Она виситъ и плыветъ въ воздухѣ, сразу потерявшая всю свою красоту». Основнымъ жанромъ Куприна въ этотъ періодъ творчества стала публицистика. Какъ постоянный сотрудникъ парижскихъ газетъ «Общее дѣло», «Русская газета», «Русское время» онъ опубликовалъ многія десятки статей, разоблачающихъ большевистскую идеологію, торжество которой, по его словамъ, означало превращеніе Россіи въ «трехдневнаго Лазаря»: на родинѣ теперь лишь «мертвые, опустошенные глаза и безкровныя уста, запечатанныя тайной вѣчной». Разгромъ русской культуры, надругательство надъ церковью, непростительный конформизмъ тѣхъ интеллигентовъ, кто выступилъ пособникомъ новой власти, угроза распространенія большевизма въ Европѣ — постоянныя темы выступленій Куприна въ эмигрантской печати, продолжавшихся до начала 1930-хъ годовъ.

Въ лучшихъ его разсказахъ оживаютъ страницы русской исторіи (Однорукій комендантъ, 1923) или молодости самого Куприна, когда для него такъ много значили міръ цирка и спорта (Пунцовая кровь, 1926). Въ романѣ Колесо времени (1930) разсказана исторія несчастной любви женщины, надѣленной душевной широтой и способностью стать выше предвзятыхъ мнѣній, къ человѣку, которому присущи многіе пороки декадентской среды. Яркія картины московской жизни въ годы царствованія Александра III и свѣтлыя воспоминанія о порѣ отрочества заполняютъ романъ Юнкера. Романъ Жанета (1934) описываетъ бытъ нищаго парижскаго эмигранта, въ прошломъ профессора, жившаго въ Россіи интенсивной духовной жизнью и окруженнаго любовью многихъ, кто цѣнилъ его выдающійся научный талантъ. Безконечно одинокій, герой привязывается къ встрѣченной имъ на улицѣ маленькой бездомной дѣвочкѣ, но и эта радость оказывается для него недолговѣчной.

Тоска по Россіи и предчувствіе близкой смерти побудили Куприна хлопотать о совѣтскомъ гражданствѣ. Къ мысли вернуться на родину его еще больше склоняло чувство собственной вины за то, что онъ оказался вдали отъ нея въ самыя тяжелыя минуты русской исторіи. Тяжело больнымъ, утратившимъ способность писать Купринъ вернулся въ СССР въ 1937. По возвращеніи напечаталъ Отрывки воспоминаній, гдѣ съ большими умолчаніями разсказано объ исторіи его отношеній съ Горькимъ, котораго въ эмиграціи Купринъ сурово осуждалъ за пособничество режиму, принесшему «ужасъ и рабство». Планы работы надъ киносценаріями по собственнымъ произведеніямъ остались неосуществленными.

Умеръ Купринъ въ Гатчинѣ [12] 25 августа 1938, похороненъ на меморіальномъ кладбищѣ «Литераторскіе мостки» (Санктъ-Петербургъ).

Источникъ: www.krugosvet.ru

/ Сочиненія А. И. Куприна /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0