Русскіе классики XVIII – нач. XX вв. въ старой орѳографіи
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Литературное наслѣдіе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе писатели

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
Ж | З | И | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ч | Ш | Я | N

Основные авторы

А. С. Пушкинъ († 1837 г.)
-
М. Ю. Лермонтовъ († 1841 г.)
-
Н. В. Гоголь († 1852 г.)
-
И. А. Крыловъ († 1844 г.)

Раздѣлы сайта

Духовная поэзія
-
Русская идея
-
Дѣтское чтеніе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

БІОГРАФІИ

Н. В. Гоголь († 1852 г.)

(статья изъ Православной богословской энциклопедіи).

Гоголь Николай Васильевичъ (род. 1809, † 1852 г.) занимаетъ одно изъ первыхъ мѣстъ въ рядѣ первоклассныхъ писателей нашей художественной литературы. Какъ Пушкинъ считается отцомъ русской поэзіи, такъ Г. — отцомъ нашей художественной прозы. Литературное величіе Г. озарено ореоломъ неизмѣнной, засвидѣтельствованной всею его жизнію, преданности православной церкви и ея идеаламъ. Онъ родился въ православной, малороссійской, помѣщичьей семьѣ, стариннаго дворянскаго рода, одинъ изъ членовъ котораго (прадѣдъ отца Г.) былъ питомцемъ кіевской духовной академіи и впослѣдствіи священникомъ. Мѣсторожденіе Г. — Сорочинцы, находящіеся на границѣ миргородскаго и полтавскаго уѣздовъ. До десяти лѣтъ онъ воспитывался дома, обучаясь грамотѣ подъ руководствомъ учителя-семинариста. На одиннадцатомъ году его отдали въ гимназію высшихъ наукъ въ Нѣжинѣ, иначе называвшуюся лицеемъ. Большихъ успѣховъ въ наукахъ въ теченіе курса этой гимназіи Г. не оказалъ; выдѣлялся онъ изъ среды товарищей только успѣхами въ рисованіи и сценическомъ искусствѣ, которое страстно любилъ. Уже на школьной скамьѣ Г. проявляетъ характерныя свойства своего духа: религіозность и стремленіе послужить человѣчеству, сдѣлавъ для него что-нибудь великое. На пятнадцатомъ году жизни лишившись отца, онъ пишетъ матери, что только религія спасла его отъ самоубійства. Учась въ послѣднихъ классахъ лицея, онъ страстно мечтаетъ о будущей своей дѣятельности на пользу человѣчества и боится только того, чтобы судьба «не отвела ему черной квартиры неизвѣстности въ мірѣ». Несмотря на то, что въ лицеѣ онъ много и охотно писалъ для журнала, издаваемаго лицеистами, Г. мечтаетъ осуществлять свою идеальную мечту о служеніи человѣчеству не на поприщѣ писательской дѣятельности, а чиновничьей. Въ цѣляхъ осуществленія своей мечты, по окончаніи курса лицея, онъ стремится въ Петербургъ, надѣясь тамъ найти широкое поле для дѣятельности. Пріѣхавъ сюда со скромными средствами, онъ терпитъ цѣлый рядъ неудачъ и разочарованій. Устроиться сообразно мечтамъ ему не удается; напечатанная имъ идиллія въ стихахъ «Ганцъ Кюхельгартенъ» жестоко осмѣивается критикой. Въ порывѣ отчаянія Г. сжигаетъ оставшіеся отъ продажи ея экземпляры и уѣзжаетъ за-границу почти безъ всякихъ средствъ и опредѣленныхъ цѣлей. Доѣхавъ до Любека, онъ однако возвращается назадъ и устраивается чиновникомъ въ департаментѣ Удѣловъ. Канцелярская дѣятельность, конечно, не могла удовлетворить юношу съ такими идеальными запросами отъ жизни. Онъ томится среди нея и энергично ищетъ выхода къ осуществленію взлелѣянной имъ еще въ школѣ мечты. Инстинктъ толкаетъ его на поприще писательской дѣятельности; онъ пишетъ цѣлый рядъ разсказовъ изъ малороссійской жизни, которые въ 1831 и 32 гг. выходятъ отдѣльнымъ изданіемъ въ 2-хъ частяхъ подъ названіемъ «Вечеровъ на хуторѣ близъ Диканьки» (Ч. I, «Сорочинская ярмарка», «Вечеръ наканунѣ Ивана Купалы», «Майская ночь или утопленница», «Пропавшая грамота»; II ч., «Ночь передъ Рождествомъ», «Страшная месть», «Иванъ Ѳедоровичъ Шпонька и его тетушка», «Заколдованное мѣсто»). Эти разсказы доставляютъ ему литературную извѣстность и знакомство. Жуковскій, котораго сближала съ Г. не одна общая имъ любовь къ искусству, а и общая религіозность, принимаетъ участіе въ его судьбѣ. По его просьбѣ Плетневъ устраиваетъ Г. преподавателемъ исторіи въ патріотическомъ институтѣ. Г. однако не удовлетворяется скромной дѣятельностью преподавателя, не отвѣчавшей его, хотя нѣсколько нескромной, но безспорно идеальной мечтѣ о великой службѣ человѣчеству, и очень скоро начинаетъ думать о каѳедрѣ исторіи при университетѣ, какъ о своемъ призваніи. Жуковскій и Пушкинъ успѣваютъ доставить ему эту каѳедру въ Петербургѣ. Однако первый же годъ опыта убѣждаетъ Г. въ его неподготовленности къ данному дѣлу. Онъ оставляетъ каѳедру глубоко огорченный неудачей. Между тѣмъ литературный успѣхъ продолжаетъ ему сопутствовать и невольно обращаетъ его вниманіе на писательскую дѣятельность, какъ путь къ осуществленію завѣтной мечты. Изданные въ 1835 г. два сборника его произведеній «Арабески» (въ него вошли статьи по исторіи и искусству, а также повѣсти «Портретъ», «Невскій проспектъ» и «Носъ») и «Миргородъ» («Старосвѣтскіе помѣщики», «Тарасъ Бульба», «Вій» и «Повѣсть о томъ, какъ поссорился Иванъ Ивановичъ съ Иваномъ Никифоровичемъ») окончательно упрочили его литературную славу. Впрочемъ, знаменитая комедія Г. «Ревизоръ», напечатанная имъ въ 1834-35 г., была встрѣчена какъ большею частью печати, такъ и публикой несочувственно. Разстроенный этой неудачей, совпавшей съ тяжелымъ разочарованіемъ въ своемъ ученомъ призваніи, Г. въ 1836 г. уѣзжаетъ за-границу. Побывавъ въ Германіи, Швейцаріи и Франціи, онъ выбираетъ себѣ Римъ, мѣсто постояннаго жительства. Оставаясь здѣсь почти до конца жизни, онъ совершаетъ отсюда только эскурсіи по за-границѣ и только наѣзды въ Россію, всегда по дѣламъ и, по возможности, на короткое время. По новѣйшимъ біографическимъ даннымъ Г. чуть-чуть не сдѣлался въ Римѣ жертвою польско-католической агитаціи, завлекшей тогда въ свои сѣти многія русскія знатныя фамиліи, а также все русское консульство въ Римѣ въ его полномъ составѣ. Два брата ордена «воскресенцевъ», только что основаннаго знаменитымъ поэтомъ Мицкевичемъ, уже доносили своему начальству, что Г. поддается на ихъ хитрыя рѣчи. Однако, какъ показало будушее, онъ устоялъ въ православіи и только лишь глубоко задумался о вопросахъ религіозныхъ и своемъ призваніи. Его пламеннымъ желаніемъ въ эти годы жизни дѣлается служеніе идеаламъ церкви. Ихъ проповѣди желаетъ онъ посвятить свой литературный талантъ; работѣ надъ этой задачей онъ отдаетъ всѣ остальные года своей жизни. Уѣзжая за-границу, онъ увезъ съ собою сюжетъ «Мертвыхъ душъ», данный ему Пушкинымъ. Надъ этимъ сюжетомъ онъ и работаетъ за-границей въ духѣ своего настроенія. Въ 1842 г. Г. издаетъ первую часть этого труда, для чего пріѣзжаетъ въ Россію. Однако она писателя не удовлетворяетъ, какъ и все доселѣ напечатанное имъ. Во второй части этого труда онъ надѣется «создать такіе живые образы и характеры, которые пошли бы на вѣкъ въ урокъ людямъ и которыхъ въ то же время никто не назвалъ бы идеальными». Задавшись такими грандіозными цѣлями и чувствуя во все продолженіе труда, что онъ далекъ отъ нихъ, Г. изнываетъ надъ этой работой и въ подвигахъ поста, молитвы и нравственнаго самоусовершенствованія ищетъ для нея силъ. Наконецъ, въ 1845 г., удается ему довести вторую часть до конца, однако, перечитавъ ее, Г. не удовлетворяется ею и съ болью въ сердцѣ сжигаетъ свой многолѣтній трудъ. Отчаявшись выполнить задуманное и въ то же время, желая сдѣлать въ качествѣ писателя что-либо полезное, онъ въ 1847 г. рѣшается выпустить въ свѣтъ «Выбранныя мѣста изъ переписки съ друзьями». Однако эта книга, несмотря на искреннее христіанское настроеніе и идеалы ея автора, вызываетъ цѣлую бурю самыхъ жестокихъ нападокъ, даже отъ друзей писателя. Подавленный этими неудачами Г. рѣшаетъ, что онъ не можетъ продолжать работу не съѣздивъ въ Палестину поклониться Гробу Господню. Въ 1848 г. онъ приводатъ свое намѣреніе въ исполненіе. Изъ Палестины онъ возвращается въ Россію и затѣмъ уже не покидаетъ ея до самой смерти. Вторично написавъ здѣсь вторую часть «Мертвыхъ душъ», Г. за нѣсколько дней до смерти сжигаетъ ее вновь по неизвѣстнымъ мотивамъ. Умеръ Г. послѣ долгихъ и строгихъ аскетическихъ приготовлевій къ смертному часу. За недѣлю до смерти онъ говѣлъ, питаясь одною просфорою и простаивая ночи въ молитвѣ. Его строгимъ наставникомъ и руководителемъ въ его аскетическихъ подвигахъ былъ извѣстный ржевскій протоіер. о. Матвѣй Константиновскій. Погребенъ Г. въ Москвѣ въ Даниловомъ монастырѣ и на его памятникѣ вырѣзано изреченіе пророка Іереміи: «горькимъ словомъ моимъ посмѣюся». Какъ о памятникѣ глубокой религіозной настроенности Г. необходимо упомянуть о его «Размышленіяхъ о божественной литургіи», начатыхъ имъ еще въ 1845 г. и потомъ постоянно писавшихся и исправлявшихся до самыхъ дней смерти.

Лучшее изд. сочиненій Г. сдѣлано подъ редакціей профессора Н. С. Тихонравова и В. И. Шенрока. Послѣднему также принадложитъ наиболѣе полное и провѣренное собраніе писемъ Г. въ четырехъ томахъ, а также, лучшая его біографія, изданная въ четырехъ томахъ въ 1898 г. подъ заглавіемъ «Матеріалы для біографіи Гоголя».

П. М. Ласкѣевъ. (преподаватель Спб. дух. семинаріи.)       

Источникъ: Православная Богословская Энциклопедія или Богословскій Энциклопедическій Словарь. Томъ IV. Гаага-Донатисты. / Изданіе подъ редакціей профессора А. П. Лопухина. — Пг.: Приложеніе къ журналу «Странникъ» за 1903 г. — Стлб. 447-451.

/ Сочиненія Н. В. Гоголя /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0