Русскіе классики XVIII – нач. XX вв. въ старой орѳографіи
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Литературное наслѣдіе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе писатели

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
Ж | З | И | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ч | Ш | Я | N

Основные авторы

А. С. Пушкинъ († 1837 г.)
-
М. Ю. Лермонтовъ († 1841 г.)
-
Н. В. Гоголь († 1852 г.)
-
И. А. Крыловъ († 1844 г.)

Раздѣлы сайта

Духовная поэзія
-
Русская идея
-
Дѣтское чтеніе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

БІОГРАФІИ

Митр. Антоній (Храповицкій) († 1936 г.)
«Ѳ. М. Достоевскій, какъ проповѣдникъ возрожденія».

Предисловіе [къ первому изданію].

Конечно, такой переворотъ русской жизни зависитъ отъ многихъ факторовъ, главнымъ изъ которыхъ является Евангельская проповѣдь, осуществляемая Церковью Христовой. Однако, проповѣдь Евангелія не должна ограничиваться однимъ только храмомъ, въ которомъ теперь собирается не такъ много людей, но призывъ этотъ долженъ распространяться на всѣ стороны жизни и проникать въ самую глубину человѣческихъ сердецъ. Однимъ изъ видовъ такого пророческаго служенія въ наше время является литературное творчество великаго русскаго писателя Ѳеодора Михайловича Достоевскаго, голосъ котораго звучитъ не только во всемъ мірѣ, но и въ самой плѣненной Россіи, гдѣ издаются его сочиненія, правда съ комментаріями, стремящимися обезличить и обезвредить для революціи его творчество. Тѣмъ не менѣе Достоевскій все болѣе и болѣе признается самымъ великимъ писателемъ міра, творенія его все шире распространяются среди народовъ міра, изслѣдуются и изучаются и онъ признается геніемъ изъ геніевъ.

Однако, Достоевскій чисто мірской писатель, описывающій обычную человѣческую жизнь, онъ не былъ ни богословомъ, ни священнослужителемъ, и его пророческое и нравственно-учительное значеніе должно быть раскрыто какимъ-либо духовнымъ авторитетомъ. Вотъ на эту сторону литературнаго творчества Достоевскаго и обратилъ вниманіе такой великій богословъ и служитель Церкви, какъ нашъ приснопамятный владыка Антоній, который и истолковалъ въ указанномъ смыслѣ творчество Достоевскаго въ своихъ статьяхъ, собранныхъ въ этой книгѣ.

Въ дополненіе къ составленному нами «Жизнеописанію Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго» [1], и изданному нами сборнику статей Митрополита Антонія: «Нравственныя идеи важнѣйшихъ христіанскихъ православныхъ догматовъ» [2], мы издаемъ настоящую книгу съ цѣлью, съ одной стороны, напомнить русскому обществу призывъ Достоевскаго къ возрожденію, а съ другой стороны, дополнить и «Жизнеописаніе» владыки Антонія собраніемъ въ одну книгу его статей о Достоевскомъ, котораго онъ особенно любилъ, будучи самъ, въ своей сферѣ, проповѣдникомъ и служителемъ возрожденія.

Владыка Антоній былъ младшимъ современникомъ Достоевскаго. Когда Достоевскій скончался, въ концѣ января 1881 года, владыкѣ Антонію было 18 лѣтъ, онъ тогда заканчивалъ свое среднее образованіе и былъ восторженнымъ слушателемъ Достоевскаго на литературныхъ вечерахъ въ С.-Петербургѣ, хотя лично съ Достоевскимъ никогда не встрѣчался и съ нимъ не говорилъ. Среди родственниковъ владыки Антонія и ихъ друзей было распространено мнѣніе, что будто бы Достоевскій написалъ своего Алешу Карамазова съ Алеши Храповицкаго, т. е. съ владыки Антонія въ его юношескіе годы. Самъ владыка Антоній возможность этого отрицалъ, указывая на то, что Достоевскій лично его не зналъ. Карамазовская же семья, конечно, не имѣла ничего общаго съ семьей Храповицкихъ, отличавшейся христіанскимъ благочестіемъ. Однако, самая возможность такихъ предположеній, что будто бы Достоевскій въ своемъ Алешѣ описывалъ Алешу Храповицкаго, характеризуетъ его отроческіе годы, основное настроеніе которыхъ сохранилось у него навсегда. Это, между прочимъ, отмѣтилъ одинъ изъ гимназическихъ товарищей владыки Антонія, В. А. Барминскій. Онъ не видѣлся съ владыкой по окончаніи гимназіи и черезъ много лѣтъ, пріѣхавъ однажды въ Житоміръ, и, обнявъ Волынскаго Архіепископа Антонія, воскликнулъ: «Все тотъ же Алеша!» Этотъ юношескій идеализмъ, обогащенный наукой и церковнымъ опытомъ, владыка Антоній сохранялъ до послѣдняго дня своей жизни; въ немъ и разгадка его любви къ Достоеьскому. Слѣдуетъ отмѣтить, что существуетъ и другое предположеніе, что будто бы прототипомъ Алеши Карамазова былъ В. С. Соловьевъ, съ которымъ Достоевскій быль хорошо знакомъ и вмѣстѣ съ которымъ онъ однажды посѣтилъ Святителя Тихона Задонскаго. Однако, при сочиненіи «Бр. Карамазовыхъ» В. С. Соловьеву было уже около 30 лѣтъ и вообще его отроческіе годы врядъ ли подходятъ къ Алешѣ Карамазову.

Въ этой книгѣ мы собрали всѣ статьи, которыя владыка Антоній написалъ о Достоевскомъ. Первая изъ нихъ, «Въ день памяти Достоевскаго», была написана владыкой Антоніемъ въ бытность его доцентомъ С.-Петербургской Духовной Академіи въ январѣ мѣсяцѣ 1888 года, когда отмѣчалась семилѣтняя годовщина смерти Достоевскаго. Вторая большая статья: «Пастырское изученіе людей и жизни по сочиненіямъ Ѳ. М. Достоевскаго» является внѣкласснымъ чтеніемъ владыки Антонія студентамъ академіи въ 1893 году при его преподаваніи въ Московской Духовной Академіи «Пастырскаго Богословія». Затѣмъ владыкой Антоніемъ, при его заключеніи въ Галиціи въ уніатскомъ монастырѣ въ Бучачѣ, была написана книга: «Словарь къ твореніямъ Достоевскаго», изданная въ 1921 году въ Болгаріи и, наконецъ, 13 статей о Ѳ. М. Достоевскомъ были написаны владыкой Антоніемъ въ эмиграціи въ періодъ времени между 1929-мъ и 1934-мъ годами. Эти статьи были или продиктованы намъ владыкой или были нами записаны во время его докладовъ. Въ концѣ этой книги мы помѣщаемъ статью владыки Антонія: «Какъ относится служеніе общественному благу къ заботѣ о спасеніи своей собственной души?» Статья эта, написанная въ 1892 году въ Москвѣ, не имѣетъ непосредственнаго отношенія къ Достоевскому, но въ ней разсматривается тотъ же вопросъ, которому посвящена и эта книга — вопросъ возрожденія. Владыка заканчиваетъ эту статью такими словами: «Итакъ, высшая общественная сила есть сила внутренняго возрожденія. Эту истину раскрываютъ два русскихъ писателя въ своихъ трактатахъ и повѣстяхъ. Но у одного (Л. Н. Толстой — А. Н.) истина затемнена пантеистической мглой и даетъ примѣры лишь отдѣльныхъ порывовъ, но не постоянныхъ жизненныхъ устоевъ. За другого (Ѳ. М. Достоевский — А. Н.), напротивъ, стои́тъ вся исторія Христіанства. Идеи этихъ писателей потрясаютъ сердца и умы цѣлой Европы». Вотъ эти слова вполнѣ объясняютъ, почему мы нашли необходимымъ присоединить и эту статью къ книгѣ о Достоевскомъ, служителѣ возрожденія.

Мы издаемъ эту книгу для того, чтобы обратить вниманіе нашего общества на то, что давно было сказано, но на что не было тогда обращено должнаго вниманія. Мы, конечно, понимаемъ, что идеи Достоевскаго могутъ быть распространяемы не столько среди широкихъ массъ народа, сколько среди нашей интеллигенціи, которая, однако, нуждается въ духовномъ просвѣщеніи больше самого народа. Народъ, послѣ всего пережитаго подъ властью большевиковъ, имѣетъ своимъ главнымъ учителемъ суровую жизнь, онъ давно уже, вѣроятно, прозрѣлъ и укрѣпилъ въ себѣ то религіозное чувство, которое всегда было въ немъ живо. Онъ лишь ждетъ своихъ новыхъ руководителей, просвѣщенныхъ и обновленныхъ христіанскимъ духомъ. Вотъ созданію и воспитанію такихъ руководителей русской жизни и можетъ послужить великій Достоевскій, истолковываемый не менѣе великимъ Митрополитомъ Антоніемъ, а нашъ трудъ по изданію этой книги является посильнымъ содѣйствіемъ сему Божьему дѣлу. Въ этомъ смыслѣ изложенное въ этой книгѣ «старое слово», написанное 75 и 50 лѣтъ тому назадъ является какъ бы нѣкіимъ «новымъ словомъ».

Архіепископъ Никонъ.       

[1965 г.]

Примѣчанія:
[1] Архіепископъ Никонъ (Рклицкій). «Жизнеописаніе Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», I-X тт. 1956-1962 гг. Нью Іоркъ.
[2] Митрополитъ Антоній. «Нравственныя идеи важнѣйшихъ христіанскихъ православныхъ догматовъ». 1963 г. Нью Іоркъ.

Источникъ: Митрополитъ Антоній. Ѳ. М. Достоевскій, какъ проповѣдникъ возрожденія. — Посмертное изданіе подъ редакціей и съ предисловіемъ Архіепископа Никона (Рклицкаго). — Изданіе Сѣверо-Американской и Канадской епархіи. — Montreal: «Monastery Press», 1965. — С. V-VIII. (1-я паг.) [«Жизнеописаніе и творенія Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго», Томъ 12-й.]

/ Сочиненія Ѳ. М. Достоевскаго /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0