Русскіе классики XVIII – нач. XX вв. въ старой орѳографіи
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Литературное наслѣдіе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе писатели

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
Ж | З | И | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ч | Ш | Я | N

Основные авторы

А. С. Пушкинъ († 1837 г.)
-
М. Ю. Лермонтовъ († 1841 г.)
-
Н. В. Гоголь († 1852 г.)
-
И. А. Крыловъ († 1844 г.)

Раздѣлы сайта

Духовная поэзія
-
Русская идея
-
Дѣтское чтеніе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

В

Дмитрій Владиміровичъ Веневитиновъ († 1827 г.)

Веневитиновъ (Дмитрій Владиміровичъ) — поэтъ, родился 14 сент. 1805 г., умеръ 15 марта 1827 г. Несмотря на столь кратковременную жизнь, чрезвычайно богата одаренная натура Веневитинова успѣла развернуться съ такой полнотой, что его имя является тѣсно связаннымъ съ исторіей не только русской поэзіи, но и русской мысли. Происходя изъ старинной дворянской семьи, В. уже съ дѣтства попалъ въ самыя благопріятныя условія: для будущей карьеры имѣлись въ запасѣ отличныя родственныя связи, а въ настоящемъ, когда должно было совершаться его первоначальное воспитаніе, съ одной стороны — полная матеріальная обезпеченность, съ другой — заботливое попеченіе его умной и образованной матери. До поступленія въ университетъ В. воспитывался и получалъ образованіе дома: до восьмилѣтняго возраста его учила сама мать, а затѣмъ были приглашены наставники, изъ которыхъ особенное вліяніе оказалъ на В. умный и просвѣщенный французъ-эльзасецъ Дореръ, хорошо ознакомившій его съ французской и римской литературой. Греческому языку В. учился у грека Байло, извѣстнаго своими изданіями нѣкоторыхъ изъ греческихъ классиковъ. далѣе>>

Сочиненія

Д. В. Веневитиновъ († 1827 г.)
Проза.

Утро, полдень, вечеръ и ночь.

Пріятно съ вѣрнымъ понятіемъ о природѣ обратиться къ самой же природѣ, въ ней самой искать выраженія для того, чтó она же намъ внушила. — Все для него поясняется; всякое явленіе — эмблема; всякая эмблема — самое цѣлое... Такъ думалъ я, пробѣгая однажды тѣ священные памятники, которые вѣкъ передаетъ другому, и которые, свидѣтельствуя о жизни и усиліяхъ человѣчества, возрастаютъ съ каждымъ столѣтіемъ, и всегда завѣщанные потомству, всегда представляютъ новое развитіе. — Такъ думалъ я, пробѣгая эту цѣпь превратностей и разнообразія, въ которой каждое звено необходимо, которой направленіе неизмѣнно. — И чтожь представилось разгоряченной фантазіи? — Простите ли вы, друзья мои, сонъ воображенія, быть можетъ, слишкомъ любопытнаго, и потому, быть можетъ, обманутаго?


Врата востока открываются передъ нами — все въ природѣ съ улыбкою встрѣчаетъ первое утро; лучъ денницы отражается свѣтомъ, и озаряетъ одно — безпредѣльное — вселенную. Какъ плѣнителенъ въ эту минуту юный житель юной земли; первое его чувство — созерцаніе, чувство младенческое, всѣмъ довольное, ничего не исключающее. Послушаемъ первую пѣснь его, пѣснь восторга безотчетнаго; она также проста, также очаровательна, какъ первый лучъ свѣта, какъ первое чувство любви. — Но онъ простираетъ руку въ свѣтилу, его поразившему, и оно для него не достигаемо: Онъ подымаетъ взоръ къ нему, душа его горитъ желаніемъ погрузиться въ это ясное море; но оно безпредѣльнымъ сводомъ простирается высоко, высоко надъ его главою. Очарованіе прекратилось; онъ изгнанъ изъ этого рая, — два Серафима, память и желаніе, съ пламенными мечами, воздвигаются у завѣтныхъ вратъ, и тайный голосъ произноситъ неизбѣжный приговоръ: «самъ создай міръ свой». И все оживилось въ фантазіи раздраженнаго человѣка. — Чувства гордости и желаніе дѣйствовать, въ одно время, пробудились въ душѣ его. Онъ отдѣляется отъ природы и вездѣ ищетъ самаго себя. Всякій предметъ дѣлается выраженіемъ его особенной мысли. Горы, лѣса, воды, все населяется произведеніями его воображенія, и обманутое усиліе выразиться совершенно — вездѣ открываетъ строгій законъ необходимости, слѣпо управляющій міромъ.

Настаетъ полдень. — Чувствуя въ себѣ силу, чувствуя волю, человѣкъ покидаетъ колыбель свою; обманутый надеждой поработить себѣ природу, онъ хочетъ властвовать на землѣ и обоготворить силу. Стихіи для него не страшны, Океанъ не граница: онъ любитъ испытывать себя и ищетъ противоборника въ природѣ. Каждой страсти воздвигнутъ алтарь, но и въ бурю страстей человѣкъ не забываетъ своего высокаго предназначенія. Небо утромъ безмятежное покрылось въ полдень тучами, но природа не узнала тьмы; ибо молнія въ замѣну солнца, хотя минутнымъ блескомъ, разсѣвала густой мракъ.

Все утихаетъ подъ вечеръ дня: страсти гаснутъ въ сердцѣ, какъ слѣды солнца на небосклонѣ. Одинъ лучъ яркимъ свѣтомъ брежжетъ на западѣ; одно чувство, но сильнѣйшее, воспламеняетъ человѣка. Вечеромъ соловей воспѣваетъ любовь въ тѣни дубравъ и пѣснь любви повторяется во всей природѣ. Любви жертвуетъ сила своими подвигами. Небо говоритъ человѣку голосомъ любви; а на землѣ цвѣтокъ изъ рукъ прекрасной подруги — вѣнецъ для героя.

Недолго взоры смертнаго перебѣгали всѣ предметы... Наконецъ, усталыя вѣжды сокрыли отъ него всѣ явленія; тишина ночи склонила его ко сну — къ воззрѣнію на самаго себя. Только теперь душа его свободна. Предметы, пробудившіе ее въ существованію, не останавливаютъ ея болѣе: они быстро исчезаютъ передъ нею и она созидаетъ свой собственный міръ, независимый отъ того міра, гдѣ все ей казалось разнорѣчіемъ. Только теперь познаетъ человѣкъ истинную гармонію. — Уста его открываются и онъ шепчетъ такіе звуки, которые привели бы въ трепетъ младенца, но которые мыслящій старецъ записалъ бы въ книгу премудрости. — О, съ какимъ восторгомъ пробудится онъ, когда новый лучъ денницы воззоветъ его къ новой жизни, — когда довольный тѣмъ, что онъ нашелъ въ самомъ себѣ, онъ перенесетъ чувство изъ міра желаній въ міръ наслажденія!

Источникъ: Полное собраніе сочиненій Д. В. Веневитинова, изданное подъ редакціею А. П. Пятковскаго. Съ приложеніемъ портрета автора, факсимиле и статьи о его жизни и сочиненіяхъ. — СПб.: Въ типографіи О. И. Бакста, 1862. — С. 160-164.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0