Русскіе классики XVIII – нач. XX вв. въ старой орѳографіи
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Литературное наслѣдіе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе писатели

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
Ж | З | И | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ч | Ш | Я | N

Основные авторы

А. С. Пушкинъ († 1837 г.)
-
М. Ю. Лермонтовъ († 1841 г.)
-
Н. В. Гоголь († 1852 г.)
-
И. А. Крыловъ († 1844 г.)

Раздѣлы сайта

Духовная поэзія
-
Русская идея
-
Дѣтское чтеніе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Г

Николай Васильевичъ Гоголь († 1852 г.)

Н. В. Гоголь (с портрета Моллера 1841 г.)Гоголь Николай Васильевичъ (1809-1852) занимаетъ одно изъ первыхъ мѣстъ въ рядѣ первоклассныхъ писателей нашей художественной литературы. Какъ Пушкинъ считается отцомъ русской поэзіи, такъ Г. — отцомъ нашей художественной прозы. Литературное величіе Г. озарено ореоломъ неизмѣнной, засвидѣтельствованной всею его жизнію, преданности православной церкви и ея идеаламъ. Онъ родился въ православной, малороссійской, помѣщичьей семьѣ, стариннаго дворянскаго рода, одинъ изъ членовъ котораго (прадѣдъ отца Г.) былъ питомцемъ кіевской духовной академіи и впослѣдствіи священникомъ. Мѣсторожденіе Г. — Сорочинцы, находящіеся на границѣ миргородскаго и полтавскаго уѣздовъ. До десяти лѣтъ онъ воспитывался дома, обучаясь грамотѣ подъ руководствомъ учителя-семинариста. На одиннадцатомъ году его отдали въ гимназію высшихъ наукъ въ Нѣжинѣ, иначе называвшуюся лицеемъ. Большихъ успѣховъ въ наукахъ въ теченіе курса этой гимназіи Г. не оказалъ; выдѣлялся онъ изъ среды товарищей только успѣхами въ рисованіи и сценическомъ искусствѣ, которое страстно любилъ. Уже на школьной скамьѣ Г. проявляетъ характерныя свойства своего духа: религіозность и стремленіе послужить человѣчеству, сдѣлавъ для него что-нибудь великое далѣе>>

Сочиненія

Н. В. Гоголь († 1852 г.)
Молитва о созданіи поэмы «Мертвыя души».

Молитва о созданіи поэмы «Мертвыя души» сохранилась на четверткѣ писчей бумаги, сложенной пополамъ, въ размѣръ почтоваго листа, при чемъ первая редакція написана Гоголемъ на первой страницѣ, а вторая на третьей.

Гоголь вѣрилъ въ свое призваніе произвести нравственный переворотъ въ читателяхъ второго тома поэмы [1]. Онъ вѣрилъ въ то, что для созданія этой поэмы въ немъ созрѣвали «орудія в силы» [2]. Онъ вѣрилъ и въ то, что «безъ Божіей помощи и смиренной молитвы нельзя ничего» [3]. Поэтому онъ и страданія переносилъ съ сознаніемъ, что они «даются на добро», и часто просилъ своихъ знакомыхъ помолиться за него. Такъ, еще 25 ноября 1845 года Гоголь писалъ С. Т. Аксакову: «о недугахъ не стоитъ да и грѣхъ говорить: если они даются, то даются на добро. А потому помолитесь и всю вашу семью попросите помолиться, и всѣ, кто ни молились обо мнѣ, да помолятся вновь, да обратится все въ добро и да пошлетъ Господь Богъ попутный вѣтръ моему дѣлу и труду».

Повидимому, именно 1845-й годъ долженъ быть признанъ начальнымъ моментомъ того періода въ жизни Гоголя, къ которому должно быть отнесено написаніе особой молитвы къ Богу о помощи при созданіи второго тома поэмы.

Молитва сохранилась въ двухъ и даже въ трехъ редакціяхъ. Первыя двѣ редакціи набросаны Гоголемъ на первой страницѣ листка, при чемъ самая первая была очень короткая. Ее Гоголь передѣлалъ и дополнилъ со словъ «Вѣрю бо, Отче». Эти первыя двѣ редакціи напечатаны подъ № 1. Слова и строки зачеркнутыя Гоголемъ напечатаны въ скобкахъ, а надписанныя для исправленія и дополненія текста напечатаны курсивомъ.

Третья редакція молитвы напечатана подъ № 2. Гоголь почти набѣло переписалъ ее на третьей страницѣ, сдѣлавъ и въ ней небольшія поправки и дополненія.

Подъ № 3 печатается молитвенное воззваніе по случаю наступленія новаго года, собственноручно написанное Гоголемъ на обрывкѣ писчей бумаги. Крупный, нетвердый почеркъ этого воззванія заставляетъ написаніе его отнести къ моменту наступленія послѣдняго года жизни Гоголя, а упоминаніе о «созрѣломъ и полномъ плодѣ» заставляетъ считать предметомъ молитвы Гоголя ту же поэму «Мертвыя души».

Обѣ рукописи Гоголя хранятся въ Московскомъ Публичномъ и Румянцовскомъ Музеяхъ подъ № 3213.


1.

(Боже) влеки меня (къ себѣ), Боже, непобѣдимой силой святой любви (твоей) въ Тебѣ. Не оставляй меня ни на мигъ бытія моего. Сприсутствуй (со мной неотлучно) мнѣ въ исполненіи дѣла, въ трудѣ моемъ, въ славу твою, для него же призвалъ меня въ міръ. Да буду, совершая тебѣ, весь въ тебѣ, мысли, думы, дѣла. Тебя единого день и ночь. Уровняй мысль. Содѣлай, да не существуетъ вокругъ меня (міръ и все смущающее) все кромѣ Тебя, и лобызаю удами сердца моего, (да станетъ) обесчувственной душа моя ко всѣмъ (тревогамъ) скорбямъ моимъ и станетъ безотвѣт. къ бурямъ, воздвигаемымъ (лукавымъ) сатаной на возмущенье духа мого. Да не возложу надежды моей ни на кого (въ мірѣ) кромѣ Тебя, (Господи) Владыко и Господинъ. Но весь прильну къ Тебѣ и душой и тѣломъ, сердц. Вѣрю бо, Отче, яко Ты есть возрасти(вшій)лъ во мнѣ мысль [(мого) труда моего, Ты дашь силы мнѣ (произвести) совершить самой трудъ мой], и первую о немъ заронилъ, трудѣ мое, пріятомъ во славу Твою, и возстрастилъ и силы моя на совершенье, строя все во спасенье души моей. Яко твоя есть держава, сила и Царство нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

Вѣрю бо, Отче, яко не отъ (своей воли, помышленія, но Ты, отъ своей воли поселилась во мнѣ... первая мысль о трудѣ моемъ, Ты же возрастилъ поработать надъ дѣло, для него же далъ силы, одаривъ меня своимъ даромъ) моего произволенія началось сіе самое дѣло, надъ нимъ же (стремлюсь) хочу поработать Тебѣ, надъ нимъ же работаю во славу Твою. Ты же заронилъ и первую мысль, Ты же возрастилъ ее (до), Ты же одинъ дашь силы и окончить, все строя къ спасенью моему, воздвигая скорби на умягченье сердца моего, гоненье отъ людей на полученье (большей) сильнѣйшей любви къ Тебѣ. Ею же да возгорюсь отнынѣ, (славя тебя) славимаго всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ.

2.

Влеки меня къ себѣ, Боже мой, силой святой любви къ Тебѣ. Ни на мигъ бытія моего не оставляй меня! Соприсутствуй мнѣ въ трудѣ моемъ, для него же призвалъ меня въ міръ, да (во все время) соверш(енья)ая его пребуду весь въ Тебѣ. Отче мой, Тебя единаго, Тебя единаго день и ночь представляю передъ мысленные мои очи. Содѣлай, да пребуду нѣмъ въ мірѣ, да обезчествуетъ душа моя къ всемъ, кромѣ Тебя, да обезъотвѣтствуетъ сердце мое къ скорбямъ и бурямъ, ихъ же воздвигаетъ сатана на возмущенье духа моего. Да не возложу моей надежды ни на кого изъ живущихъ на землѣ, кромѣ Тебя, Владыко и Господинъ мой! Вѣрю бо, яко ты одинъ въ силахъ (снести) поднять меня. Вѣрю, яко не отъ моего произволенія началось и сіе самое дѣло рукъ моихъ, имъ же и азъ хочу поработать тебѣ, то отъ Твоей же святы. Ты поселилъ во мнѣ и первую мысль, ты и возрастилъ ее, возрастилъ и меня самого, таже дажъ и довести его (все) концу, строя все во спасенье мое: воздвигая (и самыя) скорьби на умягченье сердца моего (и самыя воздвигая и самыя), поднимая и гоненья (враговъ) частыя на прибѣганье къ тебѣ и на полученье сильной любви къ тебѣ. Ее (же) восприметъ, и да возгорится (огнь ненынѣ) дыша моего, ежеминутно и ежечасно славя святое Имя твое, и славити всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

3.

Боже Благослови!

Да появится въ наступающемъ году созрѣлый и полный пдодъ!

Примѣчанія:
[1] См. объ этомъ подробно въ примѣчаніяхъ Н. С. Тихонравова въ третьемъ томѣ десятаго изданія «Сочиненій Н. В. Гогоія», М., 1889, особенно стр. 540 и далѣе.
[2] Письмо къ П. А. Плетневу отъ 4 іюля 1846 года.
[3] Письмо къ В. А. Жуковскому отъ 20 декабря 1851 года.

Источникъ: Памяти В. А. Жуковскаго и Н. В. Гоголя. Выпускъ третій: Гоголевскіе тексты. Изданы Г. П. Георгіевскимъ. — СПб.: Типографія   И м п е р а т о р с к о й   Академіи наукъ, 1909. — С. 8-11.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0